четверг, 26 декабря 2013 г.

ОГОРОД. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

То, что я здесь рассказываю о растениях, это не в коем случае не руководство к действию, а только описание моего опыта. ) Я сама только учусь и делаю много ошибок.

Итак, освоением собственной земли мы занялись сразу же после таяния снега весной 2011 года. И если кто-то думает, что освоение началось с устройства грядок с овощами, то он глубоко ошибается. ) Дело в том, что наш участок так сильно зарос, что там не то, что грядку вскопать, просто пройти куда-либо было невозможно! Примерно, одну его четверть занимал райский сад из непролазной чащи американских кленов; две четверти – синтез небольшого кол-ва эти же кленов и большого кол-ва сухого бурьяна, и еще одна четверть – просто бескрайнее море бурьяна.
Вот, собственно, и бурьян.
QIP Shot

Бурьян этот, за неимением на тот момент более надежных средств, нещадно вытаптывался ногами и счищался граблями с тех мест, где планировалось что-нибудь посадить.
Кстати, словом «бурьян» данные заросли я стала называть лишь после посещения нас доброжелательным дедушкой-соседом (до этого называла это растение «торчащие сухие палки»)), который стал сокрушаться, что у нас ничего расти не будет, т.к. повсюду БУРЬЯН. Однако, я решила заглянуть в Гугл, дабы удостовериться, что бурьян выглядит именно так. И выяснила любопытную вещь: оказалось, что это не наименование какого-то определенного растения, а общее название высоких сорных трав. Так что бурьяном наши заросли я могу называть с чистой совестью.

В первый год у меня не было цели вырастить большой урожай, ибо, как я уже писала выше, это был мой дебют в огородничестве, посему, решила сделать махонькие грядки и попробовать на них посадить всего понемногу.
Да, обычно владельцы участков, в первую очередь, высаживают на них деревья. Мы это сделали, но только год спустя, весной 2012. Почему? Опять же, нам помешали заросли. Нет, расчистить места для посадочных ям было возможно, но ведь надо было еще решить, где их копать… как-никак я выучилась на ландшафтного дизайнера, йолки-палки, руки чесались применить знания на практике, поработать над планом участка, чтоб и деревьям хорошо было, и нам удобно, и чтоб красиво было, а не просто натыкать все в кучу… И чтоб не жалеть потом, не пересаживать…А мы ведь даже не знали, где границы нашего имения! Нет, конечно, рулетки измерительные у нас были, а также было известно расположение дома относительно границ участка, так что, все оказалось бы, более-менее, просто, если бы еще была возможность по участку с этой рулеткой пролезть… Вот к той стороне, где были американские клены (да-да, были, я от них избавилась), пробраться было просто невозможно.
Так вот, в первый год мы ограничились посадкой некоторых видов съедобных растений. От перекопки трактором всего участка и внесения тонн навоза, как нам настоятельно рекомендовали родные, близкие, соседи и другие доброжелатели, мы решительно отказались. Ну вот нафик заделывать навоз в рыхлый толстый (около 40-50 см) слой чернозема, на котором уже много лет ничего не высаживали? То ли дело, была бы почва истощенная, после каких-то промышленных посадок, а так, зачем? На этот вопрос никто мне не ответил, только дедушка-сосед, покрякивая, изрек, что без вспашки и навоза у нас ничего не вырастет. Ну да мы ему не поверили, подарили два ведра глины, за которой он, собственно, и приходил, да и отправили восвояси.
А с обработкой земли дело обстояло так. Перекапывать трактором (в Беспаловке очень модно перекапывать трактором землю, по весне местный тракторист (не совсем местный, но живет в каком-то близлежащем поселке) объезжает большинство участков и всем перекапывает огород) отказались мы по той причине, что, во-первых, очень жалко было почву: раздербанивать ее трактором, перекручивать и переворачивать, отчего она быстро высохнет комьями… И получить черную безжизненную площадку по периметру всего участка, засадить хоть половину которой нам бы не удалось в связи с нехваткой времени (да-да, мы ж еще и дом приводили в порядок и воду проводили, и интернет, и дом начали строить)…не-не, спасибо, нам живая растительность милее. Хотя, в этом году я большую часть ее таки перерыхлила сама и заменила на сидераты, но это уже другое дело и другая история, потом расскажу. А пока мы говорим о прошлой весне. Так вот, начитавшись интернета и Курдюмова, мы одним из первых огородных инструментов приобрели плоскорез Фокина. Да не один, а целых два: большой и маленький! Но пользую я, в основном, тот, который покрупнее.
Этим, казалось бы, примитивным орудием труда мне удается рыхлить почву для будущих грядок, срезать сорняки, окучивать, нарезать борозды, сгребать кучи сухого бурьяна (когда лень идти за граблями), а также, при желании, с ним можно идти в атаку на врага.
QIP Shot
Этим нехитрым приспособлением я и делала свои первые грядки: срезала сорняки и рыхлила верхний слой почвы. Приверженцы органического земледелия пишут, что копать почву лопатой с оборотом пласта – очень для нее вредно. Да, я тоже думаю, что перекопка на глубину штыка – это не самое правильное решение. Да, для некоторых овощей очень важно, чтобы почва была рыхлая на довольно большую глубину, но ведь она и так рыхлая, я проверяла! ) Можно просто поковырять землю немного и под верхним слоем, не зависимо от того, засох он на солнце или влажен под мульчей, нижние слои влажные и рыхлые. Или это лишь у меня так? ) А когда попробовала перекопать глубоко, то эти большие комья позасыхали на солнце и стали почти каменными. Ну да, может, я не так копала? ) Но без перекопки у меня все росло, отсюда вывод: перекапывать необязательно, а может, и, вовсе, вредно. А насчет оборота пласта, все не так однозначно. Конечно, как я уже сказала, копать землю на штык лопаты и переворачивать большие куски земли, по-моему, не гуд, но и если просто подрезать верхний слой почвы, вместе с сорняками, плоскорезом и оставлять эти срезанные кусочки земли на том же месте, как они и лежали, мне не очень удавалось. И хотелось. Потому что сорняки, даже с перерезанными конями, продолжали себе расти без задней мыли. Но когда же я хорошенько их кромсала острием плоскореза и заделывала в почву, вот тогда картинка была покраше. Наверное, это потому что земля целинная…А на обрабатываемой ранее почве все, наверное, можно делать по инструкции, не берусь пока судить.

Дабы проверить теорию совместимости и взаимопомощи растений, почти все мои грядки…Даже не «почти», а все мои грядки прошлого года были смешанными, то бишь, рядом были посажены взаимодополняющие друг друга виды растений. Да, интересуясь вопросами смешанных посадок я перерыла весь интернет, и выяснила такую весчь: данные очень разнятся. Где-то с пеной у рта доказывают, что баклажаны и горох хорошие соседи, а где-то – что они передерутся на смерть… Ну и я решила, что узнать истину можно только одним способом: на собственной практике. И уже отталкиваться отсюда. Ведь овощи у всех разные, и уровень плодородия почвы, и климат. Так что не факт, что то, что неплохо соседствовало у меня, будет поступать так же у других..
Что же я посадила. Было всего несколько грядок с разным набором растений. Давайте по порядку.
На грядке номер один, посередине росла картошка, вокруг редиска и шпинат, далее – горох и бобы. На фото два рядка посередине – картоша, вокруг, буквой Пэ – все остальное.
QIP Shot
Картошка была посажена разрекламированным в интернетах способом – в солому. Кто не знает, суть это способа проста: берем картоху, кладем на землю (землю перед этим взрыхлить немного плоскорезом, можно увлажнить), под каждой картошинкой можно сделать маленькую ямку, чтоб не укатилась никуда. Я еще в эти лунки клала луковую шелуху (отгонять колорадского жука) и древесную золу. Далее, заваливаем это дело соломой. У меня было две полоски картошки, в каждой – по два рядка, между полосками – проход, сантиметров 70, между рядками - саниметров 40. Между картошками в рядке – тоже около 40 см. Длина полосок – по желанию, у меня было метров по 6 (ну я уже писала, что не рассчитывала прокормиться с таких грядок, а просто пробовала себя в огородничестве).
После того, как картошку завалили соломой, ничего с ней не делаем. Ждем урожая. Ну, только надо поглядывать, чтоб солома всегда была на месте, т.к. она начинает снизу разлагаться, а верх разносит ветром, поэтому докладываем ее время от времени. Окучивать, поливать – ничего не нужно. Хотя, признаться, я поливала, когда была сильная жара. А так же, признаюсь, что у меня была не солома, а старинное сено, оставленное на чердаке сарая нам в наследство прошлыми хозяевами. А еще стыд мне и позор, было дело – долго не подкладывала сено на картошку, все руки не доходили, и мой будущий картофельный урожай в некоторых местах оголился. Но потом все накрыла, и картоха выжила.

картоша, только показавшаяся из-под сена
QIP Shot
Колорады, кстати, появились, когда урожай уже можно было собирать, до этого – не было. А у покрякивающего старичка-соседа были, сама видела, как он собирал их в ведерко. Не знаю, солома ли помогла, луковая шелуха ли, или же полосатые морды просто не знали, что мы сюда переехали и опомнились только к осени…Ну да факт остается фактом. Что же мы получили в итоге? 2,5 ведра картошки разного размера (преимущественно, среднего) из 1,5 кг посадочного материала. Причем, те клубни, которые росли в самой соломе (тфу, в сене, точнее), были чистые и красивые. А те, что зарылись в землю – грязные (странно, да?) и поточенные какими-то неведомыми вражинами.
Часть урожая
QIP Shot
Какие выводы я могла бы сделать из этого опыта? Правильно, получше заваливать картофелины соломой, дабы они росли только в ней, а не в земле. И не давать клубням в соломе обнажаться, вовремя ее подкладывая на место, а то урожай, все же, показался мне скудноватым. Но нет, в этом году я решила обойтись без соломы совсем (хоть и мульчирую ею практически, все свои грядки), дабы можно было сравнить, сильно ли будет отличен от предыдущего результат. Правда, в этом году грядка под картошку у меня гораздо больше, но о ней я подробнее расскажу ближе к осени, когда будет понятно, что из этого получилось.

Итак, вокруг рядки с картошкой располагалась грядка со шпинатом, редиской, горохом и бобами. Что я могу сказать, все эти вещи росли хорошо. Разве что, надо было сделать заранее опоры гороху, а я уже после того, как он начал плестись куда-то по земле, подставила ему небольшие металлические решеточки (проще было поставить по краям грядки две палки и натянуть пару рядов лески, но тогда я посчитала, почему-то, что решеточки удобнее).
QIP Shot
Грядку рыхлила плоскорезом, междурядья мульчировала скошенной травой, поливала все это дело от случая к случаю, сорняки вокруг грядки выстригала редко, как можно заметить на фотографиях. Но все росло, процветало и плодоносило. Правда, на бобы напала тля. Ну и муравьи, соответственно, они ж ее и пригнали туда. Я пробовала обрызгивать их мыльной водой с перцем, посыпала золой и молотой горчицей, но результат был в течение суток - не более, потом вредные насекомые возвращались. Но, тем не менее, им удалось загубить только одно растение, остальные благополучно принесли мне урожай бобов, после чего я решила, что бобы не сильно люблю, и в этом году сажать их не стала. Кстати, насчет бобов. Их рекомендуют высаживать вокруг основных посадок не только для получения продукции, но и для отпугивания кротов. Не знаю, насколько, в действительности, кроты боятся бобов, но на этой грядке от этих милых зверьков (которых здесь навалом) ничего не пострадало.
Вот такие бобы выросли
QIP Shot
Ну и для пущего натурализма покажу фото шпината и редиски. Редиску, кстати, сажала в два срока, во второй раз где-то в июле, и она получилась горьковатой. Надо было, наверное, поливать, все-таки, почаще.
Шпинат
QIP Shot
А редиску я, почему-то, фотографировала мало, и не в самом приглядном виде. Но хоть так. )
QIP Shot

17.05.2012

1 комментарий:

  1. А можно, интересно, посадить полынь рядом с картошкой? Теоретически жук будет бояться полыни...

    ОтветитьУдалить